- Как вводится маркирование
- Правила маркирования товаров из молока
- Что подлежит маркированию
- Что не подлежит маркированию
- Кто занимается маркированием
- Каким образом производителю выполнять маркирование
- Порядок маркирования для розницы и общепита
- Маркирование молочной продукции общепитом
- Необходимое оборудование
- Как взаимодействуют систем «Честный знак» и «Меркурий»
С 2021 г. в России введена маркировка молочных товаров. Правила осуществления этого процесса утверждены Постановление Правительства №2099 от 15.12.2020 г. Он является обязательным для всех субъектов хозяйствования.
Как вводится маркирование
Сегодня все, кто участвует в обороте молочной продукции, обязаны ее маркировать. Для оптовых и розничных продавцов до 31.05.2025 г. действует система учитывания по объему и сорту. Нужно подавать информацию в систему «Честный знак» лишь о партиях продукции – ее количестве, общем коде GTIN. Это требуется, когда товар принимается и выводится из оборота по разным причинам, исключая продажу.
С 01.09.24 г. фермеры должны будут обязательно маркировать продукты, которые продаются ими потребителям или через свои розничные точки.
Правила маркирования товаров из молока
На всех упаковках фасованных, стерилизованных, ультрапастеризованных и других видов товаров из молока должна быть нанесена цифровая кодировка DataMatrix. Она печатается на самой упаковке или этикетке. Для получения кода производителю требуется прохождение регистрации в системе «Честный знак».
Что подлежит маркированию
Требуется маркировка по коду ТН ВЭД:
- Сливок (0402), молока (0401);
- Ферментированной молокопродукции – сливок, свернувшегося молока, кефира, йогуртов, а также паст (0403);
- Сыворотки, молокопродуктов, которые не включаются в другие группы (0405);
- Молочных продуктов, предназначающихся для детского питания;
- Сыров, творога (0406);
- Пищевого льда, мороженого (2105 00);
- Напитков с молочными жирами (2202 99 990 0, 2202 99 950 0, 2202 99 910 0).
Для всей молокопродукции необходимы цифровые коды. Исключение составляют товары весом (с упаковкой) менее 30 г. В этом случае необходимо наносить коды только, если они продаются блоками по несколько штук. Один общий код получают на каждый блок.
Также исключены из правил продукты для детей младше 3-х лет, спецпитание и продукция профилактического назначения. Весовые товары тоже не требуют маркирования кодами.
Что не подлежит маркированию
Маркировка не требуется для:
- Товаров весом менее 30 г;
- Продуктов спецназначения;
- Развесной продукции;
- Рекламных товаров;
- Молокопродуктов, вывозимых за границы ЕАЭС;
- Товаров, хранящихся у производителя.
Кто занимается маркированием
Для производителей требуется маркировка:
- Сыров;
- Молока сгущенного;
- Сливок;
- Других продуктов, производимых из молока.
Это легализует их продажу, транспортировку и хранение.
Компании, занимающиеся оптовой торговлей, включая мелких и крупных оптовиков, регистрируют приемку товаров от производителей. Затем они оформляют передачу розничным продавцам или учреждениям общепита через операторов, осуществляющих электронный документооборот.
В рамках системы маркирования молокопродукции розничные точки должны фиксировать прием товара от оптовых поставщиков или ИП. Информация об этих поставках загружается в кассовую систему и передается операторам фискальных данных. ОФД, в свою очередь, отправляет ее в "Честный знак".
Учреждения общепита так же участвуют в этом процессе. Они сканируют коды каждой штуки молокопродукции во врем приема от поставщиков. Используя ее для изготовления еды, организация общественного питания списывает коды с указанием причины – собственный оборот.
Каким образом производителю выполнять маркирование
При обозначении продукции кодами в процессе производства применяются три основных метода их нанесения:
- В типографиях. Этот метод заключается в заказе производителем заранее напечатанной упаковки с нужной маркировкой. В таком случае требуется лишь оборудование для считывания штрих-кодов (датчик технического зрения или сканер).
- Прямая печать. При прямом нанесении используются струйные принтеры (каплеструйные, термоструйные), которые позволяют печатать кодировку непосредственно на упаковочном материале.
- Этикетки. Данная методика предусматривает приклеивание на товары этикеток с напечатанным кодом. Для этого необходим принтер, печатающий наклейки, аппликатор, автоматически их фиксирующий.
Сотрудничая с типографией, вы делегируете этой организации проверку считываемости маркированных кодов. Типография несет ответственность за корректную кодировку и обязана перевыпустить заказ в случае не читаемости. Этот процесс упрощает работу бизнеса, гарантируя качество маркировки. Для всех трех способов нанесения маркировки оптимальны сканер и датчик технического зрения.
При выборе типографского способа нанесения вы получаете возможность отсрочки оплаты заказа на 180 дней. Отсчет ведется с момента уведомления о нанесении маркировки на упаковку и завершается при вводе продукции в оборот.
На нашем заводе вы можете заказать печать маркировки «Честный знак» прямо на платинках для запайки.
Порядок маркирования для розницы и общепита
Молочный товар в розничной сети с 01.09.2022 г. учитывается объемно-сортовым методом. Для этого организациям требуется:
- Получение усиленной электронной подписи;
- Регистрация в системе «Честный знак»;
- Подключение к электронному документообороту.
Такой же порядок действует для предприятий общественного питания.
Благодаря использованию ОСУ теперь можно обрабатывать маркированные товары так же, как и немаркированные – в УПД, подтверждающем отгрузку, не требуется указывать коды маркировки. Достаточно указать название продукта (GTIN) и количество единиц. «Мой Склад» полностью интегрирован с ОСУ, позволяя импортировать и экспортировать электронные накладные, а также списывать такие товары с учета.
На представителя юридической организации, индивидуального предпринимателя, действующего без доверенности, делается УКЭП.
Маркирование молочной продукции общепитом
Заведения общественного питания закупают молочные продукты у оптовиков или производителей. Представленный в меню ассортимент, как правило, включает молоко, йогурты, кефир, мороженое, сыры и прочее.
Перед использованием продуктов работники кафе, ресторанов, столовых должны отсканировать их коды и списать со склада, указав причину – для собственных нужд. Однако иногда молочная продукция не используется на кухне, а продается в той же упаковке, в которой была получена. Так реализация мороженого на веранде или сливок для кофе, подлежит оформлению через онлайн-кассу. Она должна обрабатываться так же, как и в рознице.
Необходимое оборудование
Для работы с кодами Data Matrix на кассовом оборудовании необходимо установить онлайн-кассу, подключенную к Оператору Фискальных Данных (ОФД). Согласно 54-ФЗ, касса должна генерировать запросы на получение цифровых кодов и уведомлять о совершении продажи маркированного товара. Онлайн-касса должна поддерживать формат фискальных данных 1.2 и использовать фискальный накопитель (ФН) 1.1М. Эти технические характеристики обеспечивают корректную обработку и хранение информации о кодах Data Matrix.
Для обеспечения соответствия требованиям системы "Честный знак" розничным организациям необходимо оснастить свои торговые точки следующим оборудованием:
- Сканер 2D-штрихкодов. Позволит считывать штрихкоды маркировки и передавать данные в систему "Честный знак" для сверки.
- Принтер этикеток. Используется для печати этикеток с кодами маркировки товаров, поступающих без них от производителей.
- Терминал сбора данных (ТСД). Удобен для быстрого получения информации о наличии и перемещении маркированной продукции.
Печать и нанесение кодов маркировки являются обязанностью производителей. Розничные организации до 31.05.2025 г. обязаны передавать в систему сведения о приемке партий продукции от поставщиков. С этой же даты они должны информировать о выбытии товаров с кодами маркировки при реализации через кассу. Приобретение необходимого оборудования следует осуществить заранее, чтобы быть готовым соответствовать требованиям системы "Честный знак".
Как взаимодействуют систем «Честный знак» и «Меркурий»
Молочная продукция отличается тем, что процесс маркировки контролируется двумя различными системами. В то время как «Честный знак» осуществляет генерацию цифровых кодов, «Меркурий» ведением ведение ветеринарной документации, необходимой для ввода кодов в оборот.
Взаимодействие систем «Меркурий» и «Честный знак» доступно производителям тремя основными способами:
- Интегрированная система. Производители могут использовать единый личный кабинет, где они получают электронные ветеринарные документы из «Меркурия», а также заказывают маркировочные коды в «Честном знаке». Эти данные совмещаются после регистрирования в личном кабинете на платформе «Честного знака».
- Интерфейс «Честного знака». Производители могут работать в интерфейсе системы «Честный знак», который позволяет им получать ветеринарные документы, управлять маркированием своей продукции.
Интерфейс Меркурия. Производители могут работать в интерфейсе «Меркурия», заказывая цифровые коды и оформляя ветдокументы на свою продукцию.